Краткая историческая справка. Чань-буддизм или дзен-буддизм (чань-буддизм – китайское прочтение, дзен-буддизм – японское прочтение), как эзотерическое учение, возник около полутора тысяч лет тому назад. Согласно древним традиционным преданиям чань-буддизм появился в Китае. Первым патриархом чань-буддизма явился индийский миссионер Бодхидхарма (?–537гг.), принесший на китайскую почву “учение о созерцании”. Он-то и передал это учение своим китайским последователям, главные из которых, в дальнейшем, именовались патриархами. Всего древняя традиция насчитывает 6 патриархов чань: первый, как уже говорилось – Бодхидхарма; второй – Хуэйкэ (487-593гг.); третий – Сэнцань (520-612гг.); четвертый – Даосинь (580-651гг.); пятый – Хунжень (601-674гг.); шестой – Хуэйнэн (638-713гг.). На Хуэйнэне линия китайских патриархов чань прерывается. Более этот титул уже никому не передавался. История жизни каждого из чаньских патриархов изобилует красочными легендами. Приведу отрывок из биографии Бодхидхармы – первого патриарха чань, содержащейся в древнем чаньском источнике “Записях о передаче светильника”. Бодхидхарма был родом из касты браминов и приходился третьим сыном правителю Южной Индии. Обладая живым умом, он достиг несравненных познаний. Получив передачу высшей драгоценности Дхармы, он пробудил в себе “взор познания” Будды, всех живых существ и всех небесных существ. Решив помочь жителям Китая, он пересек все моря и поселился в горах Суншань. В ту пору было немного тех, кто признал его. Лишь Даоюй и Хуэйкэ, благодаря зрелости своего сердца, тайно поклонились ему и устремились к его наставления, они следовали за ним в течение шести лет и в конце концов достигли просветления. После чего наставник спросил их: “Способны ли вы посвятить свою жизнь Дхарме?”. В ответ Хуэйкэ отрубил свою руку, желая доказать свою искренность... Из письменных источников учения чань, дошедших из глубокой древности до наших дней, наибольшую ценность представляют следующие: “Записи о передаче светильника”; “Наставления первого патриарха” (“Рассуждения Бодхидхармы об отсутствии сердца”, “Общие рассуждения Бодхидхармы о четырех действиях, ведущих на путь Большой колесницы”, “О двух проникновениях”); “Сутра помоста” шестого патриарха Хуэйнэна; “Речения Мацзу” и “Речения с Лазурного утеса”. История возникновения чань-буддизма, его традиций, школ, направлений, жизнь патриархов, многих известных наставников, анализ классических текстов - все это блестяще изложено известным ученым-китаеведом, профессором А.Масловым в книге “Письмена на воде (Первые наставники Чань в Китае)”. Всем интересующимся этим вопросом настоятельно советую обратиться именно к этой книге. Волшебный мир чань удивительно красив и поистине неисчерпаем. Но его красота не должна затмевать главное - быть руководством к действию. А теперь, погрузившись в глубинную суть чань-буддизма, попробуем кратко, в прикладном аспекте сопоставить его с практикой Пути Сознательной Эволюции. Чань-буддизм являет собой тончайший синтез Великого Пути Дао, изложенного Лао-цзы в трактате “Дао дэ цзин”, и учения Гаутамы Будды, перенесенного на китайскую почву. В результате этого синтеза родилось новое учение, имеющее строго практическую направленность, заключающуюся в освобождение сознания ищущего от иллюзий и озарении его мудростью. Кратко суть учения чань заключается в следующем. Реальный мир, отражаясь в нашем сердце, неизбежно искажается. Сразу оговорюсь, что понятие сердца в чань-буддизме подразумевает не нашу истинную (божественную) сущность (психическое существо или душу), а нашу эмоциональную сущность – витальное и ментальное “эго” – временные инструменты Высших Сил на физическом плане сознания. Чтобы видеть мир таким, каков он есть на самом деле, мы должны полностью очистить сердце. Полностью очистив сердце, мы найдем в нем Будду или пустоту (Нирвану или Великое Дао), из которой рождается Все Сущее. В самой же пустоте “ничего не рождается и ничего не умирает”. Таким образом, главная задача ищущего – полностью очистив сердце, добиться просветления, то есть прямого контакта с пустотой, которая содержит в себе все. Мы можем отождествить эту пустоту с первичной субстанцией Вселенной, с Богом – многогранной творческой личностью, которая проявляет себя во вне и создает видимый и ощущаемый нами мир. Чань-буддизм ничего не говорит о Боге, о вере в Бога, о вере в Будду и в прочие Высшие Силы. Во всяком случае, он не делает веру обязательной. В чань буддизме вера факультативна. Главное – чань-буддизм заявляет, что человек сам по себе есть потенциальный Будда (то есть, просветленный). В связи с этим, основной задачей ищущего является не вера во что-то, не молитвенное поклонение кому-то, не ритуальные действия, не изучение священных писаний, а открытие иллюзорности окружающего мира, которая исчезает по мере очищения сердца от заблуждений, вызываемых нашими мыслями, эмоциями и рассуждениями. А потому дисциплина ума и повседневного поведения – есть главное средство достижения просветления. Что касается роли повседневного поведения, как метода работы на пути чань, то на это счет есть блестящий пример разъяснения наставником монаху смысла “чань”. Вот этот диалог. Монах: “В чем смысл чань?” – Наставник: “Ты поел? Пойди помой за собой чашку!”. Гениально! надо просто быть нормальным человеком. Но это понимается далеко не всеми, и только единицы способны реализовать себя на пути становления нормальным человеком. А.Маслов в своей книге приводит один чаньский диалог, прекрасно иллюстрирующий сказанное. Как-то знаменитый китайский поэт Бо Цзюи, отличавшийся тягой к буддизму, пришел к знаменитому чаньскому учителю Няого и обратился к нему с вопросом: - Скажите, что необходимо делать в течение дня, как пестовать самого себя, дабы можно было считать, что все совершено сполна? - Не следует совершать дурных поступков и необходимо следовать добрым делам, никогда не поворачиваясь к ним спиной. - Но это знает уже и трехлетний ребенок! - Конечно, и трехлетний ребенок знает это, но чаще всего даже столетний старец не способен этому следовать! Добавить здесь нечего. Медитация, очищающая сердце (ум и витальное), незатронутость мирскими соблазнами, постоянный труд без привязанности к результату, покаяние и абсолютное смирение – основные методы работы на пути чань. Все это напоминает методы работы, рекомендованные тем, кто выбрал для себя Интегральный Путь Сознательной Эволюции. О чаньских медитациях сказано много, характер их разнообразен, каждый наставник способен внести в них что-то свое, но все они сводятся к тому, что “ум должен стать неподвижным, как стена”. А мы знаем, что неподвижность (спокойствие) ума – главное условие для установления ищущим контакта с нисходящей Эволюционной Энергией, выполняющей трансформирующую работу в нашем сознании. В целом, все чаньские медитативные практики, по сути, носят характер активной медитации – постоянного освобождения ума от хаотического движения мыслей и желаний. Чаньские медитации – это не сидение в определенной позе определенное время, а постоянное созерцание чистоты и покоя внутри собственного сердца. К числу медитативных практик следует отнести и решение чань-буддистских коанов – своеобразных загадок, не имеющих решения. Например: “Как вынуть из бутылки с узким горлышком живого цыпленка, не повредив его, и, не разбив бутылки?”. Обычному человеку практически сразу становится понятно, что сделать это невозможно, но ученик чань, получив эту задачу от наставника в течение дней, а иногда и месяцев пытается ее разрешить. Что же при этом происходит в уме? Ум, сосредоточившись на решении неразрешимой проблемы, истощает себя в возможных вариантах ее решения и в какой-то момент времени в нем воцаряется абсолютная пустота, а в эту пустоту лавиной устремляется поток нисходящей Энергии, достигая самых глубин сердца, где находится наше истинное “я”. В этот момент ищущий способен обрести просветление. Однако следует отметить, что данный метод, используемый изолированно от других практик чань-буддизма, небезопасен в плане возможности нанесения ищущему тяжелых психических травм. Лишь опытнейшему наставнику ясно, кому и когда можно предложить для работы этот метод в качестве своеобразного ударного средства для окончательного достижения просветления. Повседневный труд в чань-буддизме – чрезвычайно эффективное медитативное средство. Ученик должен выполнять любую работу смиренно, максимально добросовестно и без привязанности к результатам. А потому - “Ты поел? Пойди помой за собой чашку!” – приобретает глубочайший смысл. Смиренный труд без привязанности и без внутренней полемики означает пребывание сознания ищущего в реальном времени (“здесь и сейчас”). А мы знаем, что контактировать с реальностью – значит быть открытым нисходящей трансформирующей Силе. Покаяние в чань-буддизме, это не внешне благочестивое поведение в надежде заслужить почет и уважение окружающих – это абсолютная чистота текущих помыслов и поступков и полное освобождение от греховного прошлого. Чаньское покаяние, как мгновенное осознание греховности тех или иных поступков и помыслов, ведет к быстрой трансмутации текущей кармы, а потому просветление возможно не в какой-то последующей жизни, а прямо “здесь и сейчас”. Практика Пути Сознательной Эволюции показывает, что энергия осознания прямо на входе мгновенно растворяет все негативное, пытающееся проникнуть в активное сознание ищущего. И еще, искреннее покаяние – есть осознание вреда, который причиняет человек своими греховными поступками и помыслами себе, другим людям и прочим живым существам. Так рождается доброта сердца. Наряду с покаянием в чань-буддизме органично реализуется ровное (смиренное) принятие ищущим всего происходящего с ним, а также всего происходящего в окружающем мире. Это в полной мере способствует быстрой трансмутации текущей кармы. Чань-буддизм полностью отвергает аскетизм в форме издевательств над собственной плотью. Чань за умеренность и чистоту в плотской жизни. Просветление в чань-буддизме соответствует духовному рождению (рождению психического существа) на Пути Сознательной Эволюции. Действительно, акт истинного просветления в одно мгновение меняет видение ищущим окружающего мира – все вещи проявляются в истинном свете, без каких-либо искажений. И еще, акт истинного просветления открывает в сердце ищущего безграничное чувство любви и сострадания ко Всему Сущему, осознание собственного бессмертия. С этого момента ищущий обретает внутреннего наставника, внутреннего учителя, Будду внутри себя. Наставник во вне более не требуется. Однако если “акт просветления” не сопровождается рождением чувства любви и сострадания ко Всему Сущему, то это лишь иллюзия просветления, не более того. Все великие мастера чань предупреждают об опасности впасть в эту иллюзию. С позиции анализа этапов Пути Сознательной Эволюции иллюзия просветления может возникнуть у ищущего при выходе его индивидуального сознания в пространство над головой, а при использовании в работе практики классической буддистской медитации (восходящей медитации или “медитации кверху”), возможно, даже в Высшие Сферы сознания. Такие “просветленные” путем бегства в нирвану от тягот земного существования полностью выпадают из эволюционного процесса, непомерно раздувая тонкое эгоистическое начало. “Ложнопросветленные” торопятся стать наставниками и учителями жизни, а это приводит к тиражированию красиво упакованных духовных эгоистов. Чань-буддизм выбирает не “самоспасение”, а путь спасения себя и помощи другим, посредством передачи образа просветления “от сердца к сердцу”, или, как трактует это выражение А.Маслов – “передача сердца сердцем”, передача истины через саму истину, через очищенное сознание наставника”. Именно об этом говорил сам Гаутама Будда сразу после просветления, выбрав не бегство в нирванические просторы, а помощь другим людям, пребывающим в неведении. Не только наставник, но и сам Будда не являются объектами поклонения в чань-буддизме. Существует даже специальная медитация “убей Будду в себе” – последнюю привязку к этому иллюзорному миру. И вообще учитель или наставник в чань-буддизме нужен лишь для того, чтобы указать ученику направление в работе и, по мере необходимости, вносить в нее требуемые коррективы. Все, в конце концов, зависит от творческих способностей ученика и от его терпения. Истинный путь чань – не коллективный, а сугубо индивидуальный. Интегральный путь чань – это путь серьезной игры, игры ищущего с Реальностью (с Богом, если хотите). В ходе этой игры вырабатывается спонтанность (непосредственность, даже детскость) поведения, что и обеспечивает фактически постоянное пребывание сознания ищущего в реальном времени. Медитация – игра, работа – игра, поведение в быту – игра. Если все происходит в реальном времени – это и есть тотальная медитация, открывающая дорогу стойкому контакту сознания ищущего с нисходящей Эволюционной Энергией. Находясь в состоянии тотальной медитации, ищущий способен моментально находить спонтанное решение в любой, казалось бы самой запутанной ситуации. Спонтанность – это деятельность из пустоты, из пустоты очищенного сердца. В чаньских монастырях неожиданными поступками и вопросами наставники проверяют степень бдительности сознания учеников и степень их продвинутости на пути. В “Речениях Мацзу” – одного из самых известных чаньских наставников - есть история под названием “Тачка Иньфэна”. Как-то раз, когда Иньфэн толкал тачку, Мацзу сидел на его пути, вытянув ноги. Иньфэн сказал: - Учитель, прошу Вас, уберите ноги. - То, что уже вытянуто, не может быть убрано, - ответил Мацзу. - То, что уже идет вперед, не может пойти назад, - сказал Инфэнь. Он толкнул тачку и проехал по ногам Мацзу. С раненой ногой Мацзу вернулся в зал для наставлений, взял топор и сказал: - Пусть покажется тот, кто несколько мгновений назад ранил ногу старому монаху своей тачкой. Показался Иньфэнь и подошел к Мацзу с вытянутой шеей. Мацзу отложил топор в сторону. Мацзу отложил топор в сторону, окончательно убедившись в спонтанности сознания ученика. Для ученика, везущего тачку, сидящий с вытянутыми ногами Мацзу не был неприкасаемым авторитетом (это похвально!). Но этот же ученик, спонтанно откликнувшись на зов Мацзу в зале для наставлений, готов понести суровое наказание за содеянное. Здесь просматривается спонтанность (не заданность) поведения ученика в двух разных ситуациях с участием одного и того же человека. Подведем итоги. Несомненно, что чань-буддизм, в силу своей сугубо практической направленности, в эволюционном плане выходит далеко за пределы классического буддизма, являющегося, по сути, тормозом на пути эволюционного развития индивида. Как известно, буддистские практики, в лучшем случае, позволяют ищущему реализовать лишь первые три этапа Пути Сознательной Эволюции, в то время как практики чань-буддизма позволяют реализовать пять этапов Пути, включая духовное рождение (просветление) индивида. Чань-буддизм по динамизму превосходит и практику Великого Пути Дао – одного из своих прародителей. Интегральная практика чань-буддизма (созерцательная медитация, покаяние, смирение, медитативный труд) обеспечивает нахождение сознания ищущего в реальном времени (“здесь и сейчас”). Это и есть состояние тотальной медитации, позволяющее ищущему установить стойкий контакт с нисходящей Эволюционной Энергией – единственным средством, способным радикально трансформировать человеческое сознание. Что, безусловно, обедняет чань-буддизм, так это отрицание Высшего действующего начала. Полагаясь только на собственные силы, ищущий не в состоянии полноценно реализовать все этапы Пути Сознательной Эволюции. Как максимум, достигнув просветления, он вынужден удовлетвориться этим состоянием, хотя именно с этого момента должна начаться основная работа по трансформации клеточного (телесного) сознания. На этом этапе специальные медитативные практики становятся тормозом в работе, так как способны помешать установлению в сознании ищущего спонтанной медитации. В связи с этим, неполная реализация внутреннего потенциала может способствовать формированию у ищущего психического “эго” – наиболее опасного из всех эгоистических начал, выражающегося в тонком ощущении своего духовного превосходства над остальными людьми. Лишь полное доверие ищущего нисходящей Божественной (Эволюционной) Силе (Энергии), полная сдача себя в Ее руки обеспечивает дальнейшее продвижение по Пути Сознательной Эволюции. |